Алексей Репников - о работе в Псковском губернаторском оркестре
Как проходило знакомство с коллективом, что важно сделать перед концертом и какие проекты ждут слушателей
Алексей Репников является художественным руководителем и главным дирижером Губернаторского симфонического оркестра Псковской области. В этом интервью он расскажет о работе с музыкантами, дальнейших творческих планах и других интересных моментах.
– Вы были дирижером в Петербурге, в Михайловском театре, в Большом театре в Москве, выступали и в Германии, и в Великобритании, и в США, и в Китае. Возникает вопрос: почему Псков?
– До этого еще было почти 30 лет Мариинского театра, в Михайловском театре я и сейчас являюсь действующим дирижером, и я приглашенный дирижер в Большом театре. Но у меня не было никогда возможности работать, как у дирижеров называется, со своим оркестром. И каждый дирижер всегда к этому стремится. Так что это в определенном смысле моя мечта. И когда мне предложили, я, в общем-то, не сильно думал – сразу согласился, потому что это интересно.
– Как проходит процесс интеграции? Вы уже успели познакомиться со всеми музыкантами и знакомитесь с ними лично, поодиночке или в процессе?
– Как в любом коллективе. Сначала меня представили оркестру, потом я встал за пульт. Лучше всего находить контакт – руками помахать, чтобы людям сразу стало понятно: годится, не годится. Вроде как подошло. А дальше все по-человечески. Нет, очень хорошо, и оркестр очень адекватный, ответные люди, очень приятные. Так что вчера никаких проблем вообще не возникло. Сразу начали работать – и все.
– А вы строгий или лояльный дирижер?
– Да нормальный, человечный. Все от души и от ощущений. Тут же самое главное – никакую маску не строить, это важно.
– Быть искренним, да?
– Искренним и музыкантом – все. Если ты музыкант, музыканты это чувствуют. Здесь тогда нет никакого подвоха и обмана.
– Мы коснулись вашей прежней деятельности, этого большого бэкграунда. За вашими плечами много интересных проектов. Будут ли подобные проекты в Пскове?
– У нас в планах и привезти балет, и пройтись по всем значимым датам музыкального мира. 2023 год был объявлен Годом Рахманинова, так что мы сыграли оперу «Алеко», постаравшись сделать ее полусценической, а также, конечно, исполнили его симфонии. Опять же не забыли о 90-летии Родиона Щедрина посвятили ему необычный концерт с его произведениями. Я очень приятно удивлен, что в составе филармонии есть очень знающие, понимающие, профессиональные люди: когда какой-то вопрос задал, информация была тут же предоставлена, и даже больше, чем я ее себе представлял, так что, я думаю, будет интересно.
Также постараюсь привезти побольше музыкантов-виртуозов по разным инструментам, думаю, мы прямо составим концерты медных духовых (приедут очень сильные ребята), деревянных духовых, и в то же время наши ребята, которые здесь работают, что-то обязательно поиграют. Деревянных духовых, струнных солистов, само собой, подтянем. Постараемся не повторяться.
– Планы грандиозные, но для их свершения нужен сильный коллектив. Не могу вас не спросить как у профессионала: что такое сильный оркестр?
– Сильные музыканты. Они здесь есть.
– А для этого оркестр должен строго подчиняться дирижеру? Не допускается никакая вольность, импровизация или допускается? Как это вообще устроено?
– Да вы знаете, все – чувство меры. Вообще музыка – это чувство меры. Вчера как раз, порепетировав, я от многих услышал, что есть это ощущение. На самом деле каждый дирижер, когда приходит, немножко под себя настраивает оркестр. Ни в коем случае нельзя говорить, что было неправильно, нет! Просто каждый художник переделывает под себя немножко: есть свои краски, свои оттенки. Мы это так слышим и пытаемся этого добиться от оркестра.
Здесь просто по некоторым инструментам людей не хватает, но приедут – помогут. А так в целом ребята-псковичи – молодцы.
– А как должен строиться творческий процесс? На выносливости, выдержке, сдержанности? Или, наоборот, это должен быть процесс медитации, когда ты погружаешься в музыку и уже ни о чем не думаешь? Или все в совокупности?
– Это этапы. Как у любого музыканта: сначала он разбирает ноты, потом их учит, потом выгрывается в материал так, что он уже технологически не задумывается, и вот дальше начинается медитация.
– Вопрос-провокация: у вас есть любимый инструмент?
– А я в прошлом тромбонист, так что вся медная братия – это моя кровь.
– А если говорить о музыке, о композиторах, наверняка у вас тоже есть свои предпочтения?
– Тут обманываться не надо: мне нравится все, что нравится всем. У Чайковского есть симфонии, которые просто нравятся, это не обсуждается, но есть те, которые не так сильно меня цепляют, хотя все творчество гениально. Это относится к любому композитору. Так что я считаю, что плохой музыки вообще не бывает, просто ее ты либо понимаешь, либо не понимаешь.
– Оторвемся от музыки – поговорим о процессе выступления. У вас есть ритуал перед выходом на сцену? Вы что-нибудь говорите себе или, может быть, коллективу?
– Я себя пытаюсь все время заводить. Очень важно, чтобы выход на сцену, этот выплеск адреналина, на сцене не раздавил. А для этого я себя стараюсь уже до сцены довести. Но это само собой получается, наверно, давление поднимается, не знаю. Немножко заведенный – и уже дальше выходишь и работаешь. Нет, какого-то ритуала нет, все само собой.
– Понятно, что музыка занимает очень много времени и является неотъемлемой частью вашей жизни. А есть у вас хобби, помимо музыки?
– Рыбалка.
– Действительно?
– Это правда. Просто на нее очень мало времени. У меня даже есть катер, но если мне удается выйти за год на нем два – три раза – счастье.
– Вы попали в нужное место, потому что у нас много рыболовных мест.
– Да. Я уже реку оценил: походил посмотрел – с рыбацкой точки зрения у меня уже есть наметки.
– Предлагаю вам пригласить зрителей в БКЗ на концерты.
– Уважаемые псковичи, меня зовут Алексей Репников, я новый главный дирижер этого оркестра, и я искренне и от души вас приглашаю на наш новый сезон: он будет интересный, он будет насыщенный, он будет разнообразный. Мы постараемся представить концерты именно в том варианте, формате, который вы, наверно, еще не видели. Так что приходите, очень вас ждем, будем вам рады. И вообще надо поддерживать свой оркестр: оркестр здесь очень хороший.
Благодарим издание “Псковское агентство информации” и программу “Интервью недели” за предоставленный материал!
Ссылка на первоисточник: https://informpskov.ru/news/400335.html